Все официальные экономисты в один голос признают: американская экономика — самая крутая в мире. Наверное, это действительно так. Если бы не несколько
нюансов.
«По разрушенному Чикаго ты бредешь одна», — бывает, привяжется строчка из песни. Так и сейчас. Только не Чикаго вокруг, а Детройт. Рабочий полдень, но вокруг — пусто, словно ты не в городе, где 700 000 живет. Ни машин, ни людей. Хотя нет, вот бредет один. Словно зомби. Штаны сползают, куртка висит мешком. Темнокожий житель Детройта размахивает руками, кричит что-то в пустоту перед собой. Похож на героинового торчка — так их тут называют. И он не один. Героиновый зомби в Детройте — частый прохожий.
— «Мотор-сити», «город американской мечты» — так город называли в 60-е годы прошлого века, — говорит бывшая сотрудница мэрии города Ким Русинова. Упадок города она принимает очень близко к сердцу. — Это был пик расцвета американского автопрома, больших и красивых машин, сжиравших уйму дешевого на тот момент бензина. В Детройте проживало почти два миллиона человек.
Город начал свой путь к смерти, когда в конце 60-х годов стало дорожать топливо и американские машины начали проигрывать конкуренцию японскому автопрому. Квалифицированные специалисты (в основном белое население) начали покидать Детройт в поисках более привлекательной работы. Постепенно население Детройта стало афроамериканским, — продолжает экс-сотрудник мэрии. — В результате выборы мэра выигрывали темнокожие люди. Каждый новый мэр обещал все больше и больше льгот бедному населению. Город залез в гигантские долги. Плюс — автопром сокращал производство, росла безработица.
Я оказался в Детройте в день, когда Верховный суд США признал его банкротом. В даунтауне — деловом центре — так же пустынно. Я хотел поговорить о случившемся хоть с кем-то из местных. Взглядом я искал людей, осмотрел внимательно площадь, на которой стоял. Никого. Но тут я почувствовал внутренний холодок, вокруг что-то было не так. Словно я очутился в каком-то мистическом триллере. Вот небоскреб передо мной, у него все окна заколочены досками. Все! Абсолютно! А вот справа еще одна высотка — и она заброшена. Это была площадь заколоченных небоскребов. Кладбище «американской мечты»…
В самый разгар прошлого финансового кризиса я очутился в Тольятти, это был 2009 год. Тогда всерьез шли разговоры о том, что проще закрыть русский «Мотор-сити», чем спасать. Ситуация была критическая: склады забиты авто, никто ничего не покупает. Тогда Тольятти произвел на меня гнетущее впечатление. Словно что-то инородное было воткнуто посреди красивых волжских лесов. На самом деле, мне просто не с чем было сравнивать. Местные жители, из тех, с кем удалось поговорить, наивно надеются, что их спасет продажа ценных картин из муниципального музея. Не спасет. Долги города — почти 20 млрд. долларов. В январе в городе выбрали нового мэра. Впервые за более чем сорок лет это оказался представитель белой части населения. Но люди не спешат возвращаться в Детройт. Помимо заколоченных небоскребов здесь тысячи заброшенных жилых домов. Порой их можно купить за несколько сотен долларов. Правда, долгов у таких домов будет на десятки тысяч долларов.
— В некогда богатых кварталах города покинутые дома маскируются под жилые, — рассказывает Ким Русинова. После того, как у нее закончился контракт с мэрией, и его не стали продлевать из-за нехватки денег, она открыла туристическое агентство. Возит людей по развалинам Детройта, рассказывает о былом величии города. — На этих домах вы не увидите табличку, что они продаются. Не надо, чтобы все знали, что дом пустует. Иначе придут те, кто собирает металл, обдерут в доме все ценное и сдадут в пункты приема цветмета.
Детройт по-прежнему остается самым опасным городом США. В прошлом году здесь было совершено 60 000 преступлений.
— Главная проблема Детройта в том, город полностью положился лишь на один вид индустрии — производство авто, — объясняет экономические причины кризиса в городе профессор Шавьер Сала. — И когда начался коллапс, город ничего не мог с этим сделать. Не было возможности уйти в другой сектор экономики по одной простой причине — его не существовало.
Правда, есть места и похуже Детройта. Вообще, весь промышленный север США находится сейчас в тяжелой экономической ситуации. Их сталелитейщики, так же как и наши, страдают от низких цен на металлы. Автопром США пытается вырулить на прибыль, но получается с трудом.
Справка
Основан в 1701 году. Самый знаменитый город-банкрот США. «Мотор-сити», «город американской мечты» — так Детройт называли в 60-е годы прошлого века. Это был самый пик расцвета американского автопрома — больших и красивых машин, сжиравших уйму дешевого на тот момент бензина. В Детройте проживало почти два миллиона человек (сейчас — 700 000). Ситуация стала осложняться, когда в конце 60-х годов стало дорожать топливо и американские машины постепенно начали проигрывать конкуренцию японскому автопрому. Квалифицированные специалисты (в основном белое население) начали покидать Детройт в поисках более привлекательной работы. Основным населением города становились темнокожие. В 1967 году в Детройте случился настоящий бунт — все началось из-за того, что полиция закрыла незаконный бар, где темнокожие собирались отпраздновать возвращение с войны (из Вьетнама) двух своих товарищей. Пять дней в Детройте царила анархия. Были разгромлены и разграблены сотни магазинов, банковских отделений. Ситуацию удалось взять под контроль лишь тогда, когда в Детройт были введены войска.
Но, как говорят местные жители, «город американской мечты» уже не смог восстановиться после тех событий. Так как большинство жителей Детройта были темнокожими, то и выборы мэра выигрывали люди — выходцы из этих же слоев населения. Каждый новый мэр обещал все больше и больше всевозможных льгот малообеспеченному темнокожему населению. В то же время в городе закрывались автомобильные предприятия, а те, что не закрывались, — сокращали производство. Росли безработица и долги города — обещанные на выборах пособия приходилось платить.
Сейчас долг города равен $20 млрд. В декабре 2013 года Верховный суд США признал Детройт банкротом. Накануне этого мэром города впервые за почти 50 лет был избран представитель белого населения.