Блеск и нищета США

Все официальные экономисты в один голос признают: американская экономика — самая крутая в мире. Наверное, это действительно так. Если бы не несколько
нюансов.

«По разрушенному Чикаго ты бредешь одна», — бывает, привяжется строчка из песни. Так и сейчас. Только не Чикаго вокруг, а Детройт. Рабочий полдень, но вокруг — пусто, словно ты не в городе, где 700 000 живет. Ни машин, ни людей. Хотя нет, вот бредет один. Словно зомби. Штаны сползают, куртка висит мешком. Темнокожий житель Детройта размахивает руками, кричит что-то в пустоту перед собой. Похож на героинового торчка — так их тут называют. И он не один. Героиновый зомби в Детройте — частый прохожий.

— «Мотор-сити», «город американской мечты» — так город называли в 60-е годы прошлого века, — говорит бывшая сотрудница мэрии города Ким Русинова. Упадок города она принимает очень близко к сердцу. — Это был пик расцвета американского автопрома, больших и красивых машин, сжиравших уйму дешевого на тот момент бензина. В Детройте проживало почти два миллиона человек.

Город начал свой путь к смерти, когда в конце 60-х годов стало дорожать топливо и американские машины начали проигрывать конкуренцию японскому автопрому. Квалифицированные специалисты (в основном белое население) начали покидать Детройт в поисках более привлекательной работы. Постепенно население Детройта стало афроамериканским, — продолжает экс-сотрудник мэрии. — В результате выборы мэра выигрывали темнокожие люди. Каждый новый мэр обещал все больше и больше льгот бедному населению. Город залез в гигантские долги. Плюс — автопром сокращал производство, росла безработица.

Я оказался в Детройте в день, когда Верховный суд США признал его банкротом. В даунтауне — деловом центре — так же пустынно. Я хотел поговорить о случившемся хоть с кем-то из местных. Взглядом я искал людей, осмотрел внимательно площадь, на которой стоял. Никого. Но тут я почувствовал внутренний холодок, вокруг что-то было не так. Словно я очутился в каком-то мистическом триллере. Вот небоскреб передо мной, у него все окна заколочены досками. Все! Абсолютно! А вот справа еще одна высотка — и она заброшена. Это была площадь заколоченных небоскребов. Кладбище «американской мечты»…

В самый разгар прошлого финансового кризиса я очутился в Тольятти, это был 2009 год. Тогда всерьез шли разговоры о том, что проще закрыть русский «Мотор-сити», чем спасать. Ситуация была критическая: склады забиты авто, никто ничего не покупает. Тогда Тольятти произвел на меня гнетущее впечатление. Словно что-то инородное было воткнуто посреди красивых волжских лесов. На самом деле, мне просто не с чем было сравнивать. Местные жители, из тех, с кем удалось поговорить, наивно надеются, что их спасет продажа ценных картин из муниципального музея. Не спасет. Долги города — почти 20 млрд. долларов. В январе в городе выбрали нового мэра. Впервые за более чем сорок лет это оказался представитель белой части населения. Но люди не спешат возвращаться в Детройт. Помимо заколоченных небоскребов здесь тысячи заброшенных жилых домов. Порой их можно купить за несколько сотен долларов. Правда, долгов у таких домов будет на десятки тысяч долларов.

— В некогда богатых кварталах города покинутые дома маскируются под жилые, — рассказывает Ким Русинова. После того, как у нее закончился контракт с мэрией, и его не стали продлевать из-за нехватки денег, она открыла туристическое агентство. Возит людей по развалинам Детройта, рассказывает о былом величии города. — На этих домах вы не увидите табличку, что они продаются. Не надо, чтобы все знали, что дом пустует. Иначе придут те, кто собирает металл, обдерут в доме все ценное и сдадут в пункты приема цветмета.

Детройт по-прежнему остается самым опасным городом США. В прошлом году здесь было совершено 60 000 преступлений.

— Главная проблема Детройта в том, город полностью положился лишь на один вид индустрии — производство авто, — объясняет экономические причины кризиса в городе профессор Шавьер Сала. — И когда начался коллапс, город ничего не мог с этим сделать. Не было возможности уйти в другой сектор экономики по одной простой причине — его не существовало.

Правда, есть места и похуже Детройта. Вообще, весь промышленный север США находится сейчас в тяжелой экономической ситуации. Их сталелитейщики, так же как и наши, страдают от низких цен на металлы. Автопром США пытается вырулить на прибыль, но получается с трудом.

Справка

www.infopass.ruОснован в 1701 году. Самый знаменитый город-банкрот США. «Мотор-сити», «город американской мечты» — так Детройт называли в 60-е годы прошлого века. Это был самый пик расцвета американского автопрома — больших и красивых машин, сжиравших уйму дешевого на тот момент бензина. В Детройте проживало почти два миллиона человек (сейчас — 700 000). Ситуация стала осложняться, когда в конце 60-х годов стало дорожать топливо и американские машины постепенно начали проигрывать конкуренцию японскому автопрому. Квалифицированные специалисты (в основном белое население) начали покидать Детройт в поисках более привлекательной работы. Основным населением города становились темнокожие. В 1967 году в Детройте случился настоящий бунт — все началось из-за того, что полиция закрыла незаконный бар, где темнокожие собирались отпраздновать возвращение с войны (из Вьетнама) двух своих товарищей. Пять дней в Детройте царила анархия. Были разгромлены и разграблены сотни магазинов, банковских отделений. Ситуацию удалось взять под контроль лишь тогда, когда в Детройт были введены войска.

Но, как говорят местные жители, «город американской мечты» уже не смог восстановиться после тех событий. Так как большинство жителей Детройта были темнокожими, то и выборы мэра выигрывали люди — выходцы из этих же слоев населения. Каждый новый мэр обещал все больше и больше всевозможных льгот малообеспеченному темнокожему населению. В то же время в городе закрывались автомобильные предприятия, а те, что не закрывались, — сокращали производство. Росли безработица и долги города — обещанные на выборах пособия приходилось платить.

Сейчас долг города равен $20 млрд. В декабре 2013 года Верховный суд США признал Детройт банкротом. Накануне этого мэром города впервые за почти 50 лет был избран представитель белого населения.

Валерий Рукобратский, корреспондент "Комсомольской правды", автор мультимедийного спецпроекта "Америка заколоченных небоскребов"

«Комсомольская правда» представляет мультимедийный спецпроект «Америка заколоченных небоскребов»

«Комсомольская правда» представляет мультимедийный спецпроект «Америка заколоченных небоскребов»

Расследование специального корреспондента «КП» Валерия Рукобратского, который вместе с мировыми экспертами анализирует экономические причины краха крупнейших городов США


Для печати Для печати


Добавить комментарий