В процессе подготовки к поездке по США пришла в голову идея в рамках познания мира проехаться на ночном поезде и именно в спальном вагоне. Как нельзя лучше для этого подходили два поезда Нью-Йорк-Майами № 91/92 Silver Star и № 97/98 Silver Meteor. Решено было ехать не до Орландо, а до следующей станции – Киссими (хоть местные и утверждают, что название городка произошло от Kiss Me, в реальности это одно из произношений данной местности на языке аборигенов), так как до Disney World здесь ближе, а пробок уже нет. Более удобным по расписанию для нас был 97-й поезд – возможность провести еще полдня в Нью-Йорке и не раннее прибытие в Киссими (как оказалось, решение было более чем правильное, более ранний Silver Star на своем маршруте сильно задержался и прибыл уже после нас).
Месяца за три-четыре до поездки на сайте Амтрака были куплены два билета Нью-Йорк-Киссими (взрослый и детский, 187.50 юсд) и к ним дополнительно купе типа Roomette (210 юсд за купе). Итого за поездку в спальном вагоне продолжительностью 22:17 и протяженностью 1827 км было заплачено 397.50 юсд.
Ближе к дате поездки все больше стал задумываться, что 1.1 м ширина Roomette будет для меня (и ребенка) тоскливым испытанием – сидеть в кресле до вечера, а потом сразу спать - хотелось простора. Посему наступив на горло собственной жабе и грозно на нее прикрикнув, «отложив на потом покупку очередной партии брюлликов и подобного» поменял на сайте Roomette на Bedroom, доплатив за это 441 юсд, итого поездка стала уже стоить 838.5 юсд. Учитывая, что проведя ночь в поезде мы экономили примерно 200 юсд на гостинице, примерно 250 юсд на самолете Нью-Йорк-Орландо за двоих и еще как минимум 80-90 юсд на трехразовом питании, то чистые затраты составили примерно 300-310 юсд.
Стоимость проезда очень зависит от сезона и сколько осталось в продаже свободных купе, мы ехали уже почти что в сезон, в пик сезона, зимой, для нас двоих Bedroom обошелся бы в 1100-1300 юсд, а в низкие месяцы и сильно заранее примерно в 700 юсд.
Где-то месяца за два до поездки были куплены 2 билета Бостон-Нью-Йорк в Северовосточный регионал (Аселы в удобное время для нас не было), что обошлось (взрослый и детский) в 73.50 юсд, несколько позже, в одну из пятниц, когда удачно дегустировались некоторые напитки, был докуплен апгрейд до бизнес-класса, что обошлось еще в 96.5 юсд, итого 170 юсд за 4:04 в пути и 370 км. Также были куплены два билета в сидячий вагон поезда № 98 Silver Meteor от Винтер Хейвен до Орландо (1.23 в пути, 90 км), что обошлось в 15 юсд и было сильно дешевле против 100-120 юсд за такси (иного транспорта там не было).
Сайт Амтрака очень клиентоориентированный, удобный, наши карты «ест» прекрасно, после покупки приходит на почту некий документ с номером брони и штрих-кодом, на котором несколько раз написано «ЭТО НЕ БИЛЕТ». В любом амтраковском киоске (по штрих коду) или кассе, когда угодно до поездки распечатываются уже реальные билеты, визуально выглядящие как посадочный на самолет, с таким же отрывным корешком. На билете указана фамилия и имя пассажира и пассажир должен расписаться на билете (мы, правда, делали это один только раз, на остальных поездках никто роспись не требовал), а также иметь документ с фото (также спросили только раз). Для обычной поездки в сидячем вагоне места не указываются, в спальном вагоне указывается номер купе (цифры для Roomette и буквы для Bedroom), для сидячих бизнеса указывается «Бизнес», но без указания конкретного места.
Процесс изменения билетов также прост, сайт выдает возможные изменения поездки и сколько нужно доплатить (если надо), учитывая ранее уплаченную сумму, и присылается новое письмо с изменениями.
Возврат билетов Амтрака. Стандартный билет (сидячие места стандарт) обычно (если не дисконт) возвращается, доплата за бизнес и за Асела первый класс возвращается, если как минимум час до отправления, если меньше, то можно перенести на будущую поездку. Возвращается все в любом случае, если поезд опаздывает на станцию посадки на час и более. Спальные места возвращаются, если не менее 7 дней до поездки, если меньше 7 дней, но больше 2 часов, то перенос на будущую поездку (кроме случаев опоздания поезда на 2 и более часа на станцию посадки, тогда все возвращают). Если “no show”, то ничего не возвращают, хоть поезд и опоздает.
Поездка Нью-Йорк-Флорида
За пару дней до поездки зашли на Пенн (Пенсильвания)-Стейшн, главный вокзал Нью-Йорка, распечатали билеты через киоск и выяснили у информационной стойки нюансы перевозки багажа. Большинство дальних поездов Амтрака предлагают сервис перевозки багажа, в состав поезда включен багажный вагон. Этот сервис бесплатен (включен в стоимость билета) и позволяет не таскаться по поезду с чемоданами.
Оказалось, что при наличии билета багаж может быть сдан в любое время до отправления поезда, хоть за несколько дней (единственно не знаю, насколько заранее), каждый пассажир имеет право бесплатно сдать до 3 мест багажа весом не более 23 кг каждое, если больше мест, то уже за доплату. Багаж нужно сдать не позже чем за 30 минут до отправления поезда, если позже, то нет гарантии, что его погрузят на ваш, а не на следующий поезд.
Наш поезд отправлялся из Нью-Йорка в 15:45 и чтоб не таскаться с чемоданом, утром сдали его в багажном отделении на Пенн-Стейшн, получив специальную бирку, типа самолетных. Здесь же в багажном отделении можно на короткий срок оставить вещи на хранение по 4.50 юсд за место.
Все пассажиры спальных вагонов считаются пассажирами первого класса и на крупных станциях типа Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Бостон и т.п. время до отправления поезда могут провести в залах ожидания пассажиров первого класса (на станциях в Северо-Восточном коридоре эти залы называются Acela-Club). В принципе все очень схоже с подобными залами в аэропортах, мягкие кресла, бесплатные напитки и закуски (только алкоголя нет).
Где-то за час до отправления поезда зашли мы в такой зал на Пенн-стейшн, мадам на ресепшн записала фамилии и номер поезда. Ближе к отправлению вызывают по фамилиям пассажиров, и кто берет багаж с собой в вагон, но багаж все же значителен (а поездом путешествует в спальных вагонов много пожилых людей), предоставляют услуги «красных шапочек» - red cap. Red cap фирменная особенность Амтрака, помощники, а по сути, носильщики в красных фуражках, они (вне зависимости пассажир какого вы класса и вагона) в пределах и чуть далее (скажем от и до парковки) станции доставят ваш багаж от и до вагона. Причем эта услуга бесплатная, копеечки чаевых им, конечно, суют (не хочешь – не давай), но с нашим беспределам носильщиков ничего общего. Так как мы багаж сдали, то помощь носильщиков уже не требовалась.
Примерно минут за 15-20 до отправления объявили поезд и мы двинулись на платформу. Пропуск на платформы Амтрака (кроме мелких станций, где свободно) в штатах возможен только по билетам и только перед отправлением поезда, никакие провожающие к вагону не пускаются, в остальное время платформа пустая, проверка строгая.
Пенн-стейшн станция подземная, выход на платформы по эскалаторам вниз, на каждую платформу свой эскалатор. Поезд наш был в своей стандартной компоновке – багажный (heritage), 3 спальных Viewliner, вагон-ресторан (heritage), вагон-кафе (Amfleet II cafe), 4 сидячих (Amfleet II), наш вагон был № 11, средний из спальных, купе было «А», то есть сразу же после купе для инвалидов (напомню, что во Viewliner 2 купе типа Bedroom). Состав постепенно наполнился, по моей оценке на основном участке Вашингтон-Орландо спальные вагоны были заполнены практически полностью, сидячие процентов на 80, но там сложно следить, большой обмен пассажиров по крупным станциям.
Чтобы понять, какой возраст вагонов-ресторанов и багажных, то приписной номер вагона-ресторана в нашем поезде из Нью-Йорка во Флориду я не смотрел, а вот когда мы ехали этим же поездом в обратном сообщении небольшой отрезок пути по Флориде, то там вагон-ресторан имел номер 8504. Вагоны с интервалом 8500-8532 были выпущены компанией Budd в 1948-58 гг., причем если предположить, что чем меньше номер в серии, тем раньше вагон был сделан, то этому вагону уже примерно 60 лет.
Отправились точно по расписанию, несколько раз вставали на перегонах (в штатах это не редкость), но так как разрешенная скорость в Северо-Восточном коридоре высокая, шли без опозданий. Сразу же после отправления к нам пришла проводник, представилась Джулией, рассказала что, где и как включается, спросила, во сколько застилать постель, сказала, что лед и кофе без ограничений в конце вагона и где ее можно найти в остальное время.
Электропитание в вагон подается всегда за исключением 10-15 минут переприцепки локомотивов в Вашингтоне, туалетом (био) и душем можно пользоваться всегда, напряжение в розетках не прыгает, во всяком случае на питание компьютера никак не сказывалось, много лампочек освещения разной функциональности, климат контроль в купе регулируемый пассажиром, при том кому жарко, то холодит весьма ощутимо, окна не открываются. Остекление двумя рядами окон по высоте, отдельный ряд окон для пассажира верхней полки, чтоб ему комфортно было. В той части вагона, где коридор идет вдоль Bedroom и инвалидного купе, то есть вдоль борта вагона, остекление со стороны коридора только в нижнем уровне. Наш вагон был отнюдь не молодым, 96 г. постройки, потертости были видны, но на функциональности и чистоте это не сказывалось, особо чист туалетно-душевой отсек, запаха, естественно, никакого, если в душе моешься, вода уходит очень быстро и пол из какого-то специального пластика высыхает очень быстро. Купе закрываются плотной занавеской и дверью с окном, изнутри купе запираются. Так как спальная группа не проходная и отделена от сидячей группы вагонов рестораном и кафе, то чужих здесь не бывает и проход пассажиров из сидячих вагонов в принципе не разрешается. Поэтому все оставляют свои вещи, когда уходят есть, включая компьютеры и прочее не запертым, проводники сказали, что не воруют. На станциях во время остановки вход в вагоны контролируют проводники.
Еще примерно через полчаса пришел метрдотель из вагона-ресторана и записал, в какое время мы придем на ужин. Обычно временные промежутки приема пищи даются с интервалом в 15 минут, приходить нужно по времени, но сидеть можно вполне свободно, не торопясь. Все питание в вагоне-ресторане по меню и включено в стоимость билета для пассажиров спальных вагонов (кроме алкогольных напитков), меню очень достойное.
В вагоне-ресторане рассаживают, чтобы оптимизировать места, но всем хватает, нас было двое и, естественно, за нашем столиком кто-то либо уже сидел или потом подсаживали. Особенность приема пищи в вагоне-ресторане здесь – если собираются незнакомые люди за одним столиком обязательно заводится беседа, иначе просто не поймут, рискну предположить, что американцы просто обидятся. Да и степень социализации и здорового любопытства у американцев очень высокая, не поболтать будет даже странным. Ну а для нас хорошая возможность попрактиковаться в языке.
Нашим соседом на ужин был путешествующий англичанин средних лет, поболтали с ним весьма увлекательно, обсудив и американский английский и стоит ли ехать по Транссибу. На ужин были на выбор шпинат по флорентийски с сырной лазаньей, половина цыпленка, зажаренного в травах, сифуд в различных проявлениях или отличный кусок стейка (а также различные специальные блюда, типа низкокалорийные и подобные). Выбран был стейк средней прожарки, отлично приготовленный, достойного размера, с разнообразным овощным гарниром, в качестве закуски предложили овощной салатик, на десерт чизкейк. Все запивалось достойным калифорнийским красным, причем напитки весьма демократичны по цене для ресторана (и для отечественных магазинных цен), полбутылки (0.375) красного стоили 15 юсд. Для детей есть детское меню, гамбургеры, пицца, паста, куриная грудка, что-нибудь да съест, голодным не останется. Если бы мы брали ужин за деньги (как пассажиры сидячих вагонов), то заплатили бы 40 юсд. Напитки типа чая, кофе, соков и газировки также включены в стоимость и в разумных объемах без ограничений.
После ужина прогулялись в сидячую часть поезда через вагон-кафе. Там все, конечно, более демократично, первые три сидячих были заполнены под завязку, последний где-то на треть. В дальних поездах сидячие вагоны типа Amfleet II, где очень большой шаг между креслами, спинки откидываются в почти что кровать. Вообще сидячка в амтраковских вагонах очень удобная, и если ехать ли в ней в ней ночью дело выбора, то для дневной поездки очень комфортно. Многие приносит с собой дорожные подушки и пледы.
Вернулись обратно в свой вагон, как раз прибыли в Вашингтон (Union station), без опозданий. В Вашингтоне станция двухэтажная, на верхнем уровне в основном пути тупиковые, на нижнем уровне пути сквозные, соответственно прибыли мы на нижний уровень. Здесь кончается электрификация и пути собственности Амтрака (Северо-Восточный коридор), далее до Флориды поезд будет ехать по путям компании CSX. В Вашингтоне электровоз перецепляют на тепловоз (обычно два, могу предположить, что два тепловоза нужны для бесперебойного обеспечения состава электропитанием) до конечного пункта.
Снимать (фото и видео) на территории Амтрака можно беспрепятственно, если это не профессиональная съемка и если снимающий находится в местах общего пользования. Например, в Вашингтоне в конце платформы, где локомотив останавливается, есть знаки, что дальше по платформе ходить уже нельзя. В вагоне съемка без проблем при условии, что не мешаешь персоналу.
После отправления из Вашингтона где-то в начале десятого нам застелили постели. Сидение нижнего дивана отодвигаются от стены, спинки опускаются, получается широкая лежанка, опускают верхнюю полку, прикрепляют ремни, чтоб не упасть, ставят лесенку. В купе уже не повернуться, только если в туалет, но ночью все же больше спят.
Утром проснулись в районе 8, нам убрали постели и отправились мы на завтрак. Завтрак без конкретного времени, с 6:30 до 9 или около того, толпы нет, но могут попросить подождать минут 10, если места заняты. Завтрак стандартного гостиничного формата, средняя его стоимость 10-13 юсд, во время завтрака общались с тетушкой, едущей в Тампу и выходящей в Орландо (ей было так удобнее, хотя предыдущий поезд Silver Star в Тампу заходит). Сразу же нас записали на обед на 12 часов, так как мы прибывали в Киссими в полвторого.
По прибытию в Джексонвиль стало ясно, что опаздываем минут на сорок, для дальних амтраковских поездов это нормально. Причем стало известно, что Silver Star, который должен идти на 3 часа перед нами (но часть пути от Вашингтона до Джексонвиля он идет иным маршрутом) из-за ремонтных работ на своем маршруте сильно опаздывает и идет уже не перед нами, а вслед за нами.
В Джексонвиле стояли два Superliner в отстое, поболтал с проводниками на предмет как железные дороги у них и как у нас. Оказалось, что оба флоридских поезда имеют базу в Майами, проводники работают по схеме 4 через 4 дня, работой довольны, ей гордятся.
В спальных вагонах принято оставлять чаевые (в штатах они высокие, обычно 1/7 от суммы), в вагоне-ресторане метрдотелю, он обслуживает алкоголем, соответственно в зависимости, сколько стоил алкоголь, в среднем 2-3 юсд, а также официанту, кто обслуживает блюдами (1-2 юсд). Проводнику принято давать в зависимости от занимаемого купе, но только если пассажир проводником доволен (посему те обычно стараются), в нашем случае примерно 20 юсд. На западных маршрутов, где поездка длиться 50-60 часов и где Bedroom может стоить (со стоимостью билетов) 1200-1600 юсд, говорят, принято оставлять проводнику порядка 50 юсд.
Пообедав перед Орландо (суп из лобстеров с овощным салатом и десерт), где нашей соседкой была милая леди из Нью-Йорка, сопровождающего своего родственника в инвалидном купе на отдых во Флориду (мы с ней с удовольствием распили бутылочку Шардене), она же разъяснила нам политику чаевых в поездах. Прибыли в Киссими минут на 30 позже расписания и были крайне удивлены, что нашего багажа нет (его получают также в багажных отделениях станций). Сотрудник станции срочно связался с нашим поездом и выяснил, что нашего чемодана в нем нет. Сразу же заполнил какую то форму, сказав, чтоб не волновались, багаж привезут в гостиницу (от Киссими до Disney World примерно 20-25 км в зависимости от гостиницы) и он сейчас же позвонит в Нью-Йорк проверить ситуацию там. А тут объявили о прибытии опаздывающего Silver Star и естественно наш чемодан прибыл этим поездом. Потом оказалось, что чемодан и не терялся и часто рано сданный в Нью-Йорке багаж отправляют на этом направлении первым поездом и потом чемоданы ждут на станциях своих хозяев, кто следует на Silver Meteor. На этом закончился наш первый опыт пользования поездами дальнего следования Америки.
Похожие материалы :
Для печати