- Жить, учиться и работать в США - https://www.infopass.ru -

Преимущества американского образования

Наверно наслушавшись стереотипов об Америке, американцах и о том, что они якобы не знают элементарных вещей, многие думают, что учиться в Америке легко, трудность может быть только в языке. Готова вас разочаровать, язык — это самая минимальная трудность в университетском американском образовании. Посмотрев на наше образование с обеих сторон — и как студент, и как преподаватель, могу сказать одно — нам до американского качества еще расти и расти (по крайней мере, касательно большинства гуманитарных дисциплин). Так в чем же разница?

1. Все студенты учатся одинаково вне зависимости от «формы обучения». Американское образование построено на «кредитах» (да, их ввели и у нас, по принципу «слышал звон, да не знаю где он», по крайней мере, когда я работала в университете в Киеве, никто не понимал что это и для чего оно надо, и сам «кредит» не имел никакого смысла и значения). В Америке каждый предмет «стоит» сколько-то кредитов. И чтоб окончить университет, надо набрать определенное их количество. Кредиты не зависят от оценки. Если за предмет дают 3 кредита, то получи за него хоть А («отлично»), хоть С («удовлетворительно»), свои 3 кредита ты получишь. Это дает то, что в Америке нет «заочного образования», каким мы его понимаем. Учиться «заочно» (part-time) в американском университете всего лишь значит иметь меньше нагрузки (меньше кредитов в семестр). Например, всего лишь одну пару в неделю. Следовательно, «заочники» регулярно посещают пары и получают точно такое же образование, как и те, кто учится full-time, находясь с ними на одних и тех же парах.

2. Возможность самому «построить» свое образование. То, что в американском университете сам выбираешь себе предметы, дает возможность выбрать именно то, что интересно и сконцентрироваться на какой-то специализации, в отличии от наших, где учат всему, но выпустившись, ты знаешь обо всем в общем и ни о чем конкретно. Более того, большинство университетов дают возможность студентам бакалавриата определиться со специальностью только на втором, а то и на третьем году обучения. Как правило, вчерашние выпускники школ не всегда уверены какую именно специальность они хотят получить, таким образом, у них есть возможность взять разные предметы и подумать что именно их интересует, выбрав конкретную специальность позже.

3. Нагрузка. Посетив ориентацию за несколько дней до начала учебы, я узнала, что в моем университете учеба full-time для студента-магистра требует всего лишь 9 кредитов (3 пары) в неделю. Это казалось безумно легким, тем более что дома мне приходилось ходить на 3 пары каждый день 5 раз в неделю. И, просмотрев список предлагаемых пар, я записалась на пять. Увидев это, моя advisor (в американских университетах у каждого студента есть «советник» — преподаватель, который помогает выбрать предметы, подходящие интересам и целям студента) взялась за голову и сказала, чтоб я срочно отказалась как минимум от одного курса, а лучше и от двух, потому что это огромная нагрузка, которая в первом семестре будет не под силу, тем более иностранному студенту. В итоге я взяла четыре курса, и как же я пожалела, что не взяла три… Забудьте об учебе «от сессии до сессии», в Америке учиться надо постоянно. На каждую пару надо было читать тонну литературы, когда давали статью страниц на 30, я радовалась, что повезло. Обычно читать надо было как минимум по пол книги, а то и по целой книге каждую неделю на каждую теоретическую пару. А еще надо было писать очень много работ, обычно по 3–4 работы на каждую пару, что ведет к следующему пункту…

4. Плагиат. Учась в американском университете, забудьте то, как вы писали рефераты, курсовые и дипломные дома, переписав или перефразировав тексты из разных источников. Если тут напишешь, или даже перефразируешь чьи-то слова и не укажешь на источник, последствия могут быть серьезными — исключение из университета, а в некоторых случаях даже судебное дело. Писать надо только самому и цитировать, обязательно указывая источник. У каждого преподавателя есть особая компьютерная программа, которая проверяет работу на наличие плагиата, так что лучше не рисковать. Теперь понимаете, почему в современном мире большинство серьезных научных открытий делается не в странах СНГ?

5. Никаких поблажек. В американских университетах не делают «скидку» иностранным студентам. Никого не волнует, что английский для кого-то второй язык. Задания для всех одинаковые и требования — такие же. В итоге, если подходить к учебе серьезно, получишь очень хорошие знания и ни в чем не будешь уступать американскому специалисту.

6. Теория и практика. Американское образование — практическое, то есть все знания собранные из книжек обязательно закрепляются на практике. В моем случае, на практических парах (которые длились в два раза дольше теоретических, более 2,5 часов) нас учили именно практическим вещам — как делать веб-сайты, как работать в разных видео, аудио и дизайнерских программах, съемка, освещение, звук, работа с разным оборудованием… опять же, каждый выбирал то, что его интересует в профессиональных целях. Практические пары были для меня немного легче теоретических — не так много читать и писать, тем не менее, подготовка к ним занимала не меньше времени — надо было делать много проектов на протяжении всего семестра.

7. Сама структура преподавания. В отличии от большинства наших преподавателей, американские преподаватели никогда не рассказывали то же самое, что можно прочитать в книге (действительно, какой в этом смысл?). Более того, на моей программе пары велись исключительно как семинары, лекций не было вообще. На парах мы анализировали прочитанный материал, обсуждали его и применяли его «на практике» в case studies (для этого и важно было прочитать те огромные тексты, которые давались домашним заданием).

8. Возможность выбора. Эта возможность колоссальна — студент может выбрать не только сами пары, но и преподавателя, который эти пары будет вести. После первой пары, если почему-то не нравится преподаватель или курс, ты можешь без проблем отказаться от него и взять другой. Преподаватели всегда на первой паре раздают syllabus (аналог нашей «учебной программы» или «методички»), где можно посмотреть какие темы будут раскрыты, какую литературу надо будет прочитать, какие требования к оцениванию, какие будут домашние задания и т.д. Обычно syllabus можно также попросить у преподавателя до начала учебы, когда еще только планируешь какие пары брать в следующем семестре. В итоге — минимум неинтересных или бесполезных пар.

9. Американское образование очень дорогое. Как это влияет на качество образования, спросите вы. Влияет и еще как, потому что большинство американцев десять раз подумают, прежде чем пойти учиться на специальность, которая им неинтересна или не нужна, влезая в долги (большинство получает образование с помощью кредита, который придется выплачивать чуть ли не всю жизнь) или тратя родительские сбережения. Вспомните Билла Гейтса и Стива Джобса, которые так и не получили высшего образования именно по причине того, что не были уверены, что это то, чем они хотят заниматься, и не хотели тратить деньги «впустую». В итоге, большинство выпускников университетов даже если и не любят свою профессию, то серьезно хотят ею заниматься и, по скольку относились к этому серьезно на протяжении всего обучения, выпускаются хорошими специалистами. Чего не скажешь о многих наших студентах, которые идут учиться только потому что «так надо» и многие из которых в открытую говорят, что специальность их не интересует, и учатся они только потому, что так хотят их родители. В итоге, выходят из университетов полными нулями.

Сравнивая американское образование с нашим, я бы сказала так: в университетах СНГ студента как бы берут за руку и проводят по всем курсам и предметам, учась же в американском университете, студент проходит весь путь сам и в итоге намного более подготовлен ко «взрослой жизни» и профессиональной деятельности.

Есть ли положительные стороны в нашем образование по сравнению с американским? Должна признаться, что есть. К примеру, преподавание иностранных языков в университетах у нас на порядок выше уровнем и качеством, чем в Америке. В этом проблема того, что большинство американцев не говорят ни на каком языке кроме английского. Это не потому, что они не хотят учить другие языки, а потому, что их плохо учат. Мне самой пришлось сравнить наше преподавание с их, когда я ради интереса взяла курс французского языка. К тому же, многие студенты жаловались, что на уроках иностранного они учат только грамматику, в итоге они могут проспрягать глаголы в нужном времени с помощью таблицы, но не могут ничего сказать.

Также, говорят, техническое образование у нас тоже лучше американского (по крайней мере, было еще лет 5–10 назад). Наверно именно поэтому здесь спросом пользуются иностранные специалисты-технари, в том числе и из стран СНГ…

Шушаник Хачатурян
по материалам сайта eduabroad.ru [1]